Известные события вокруг отношений России и Запада привели к неожиданным последствиям – российские официальные лица объявили, что страна выходит из Болонского образовательного процесса. Мы разобрались, что это за система, как к ней присоединялась Россия, а также разобрали аргументы за и против выхода из системы.
Советская система высшего образования достаточно сильно отличалась от систем западных стран. В СССР все образование было бесплатным и массовым, но по-настоящему качественным считают среднее специальное и высшее техническое образование. К гуманитарному уже есть вопросы – прежде всего, из-за упора на идеологию. Но главное – советская, а потом и российская системы не были готовы к полноценному образовательному взаимодействию с другими странами.
Примерно те же проблемы испытывали и другие страны. Еще с 1970-х годов тянулся так называемый Болонский процесс, в рамках которого страны Европы готовились к взаимному сближению своих систем высшего образования. Итогом процесса стали две декларации – Сорбонская (подписана в 1998 году министрами образования Франции, Германии, Великобритании и Италии) и Болонская (подписана в 1999-м представителями 29 стран).
Основная цель Болонской декларации – повышение конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. А достигается это за счет совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования с установлением определенных стандартов.
Всего декларация включает в себя шесть принципов:
Как видно, основная цель Болонской системы образования – это объединение систем высшего образования на уровне стран Европы. Фактически это касается не только и не столько качества образования, сколько общих принципов и сопоставимости систем. В идеале студенты смогут переходить из вуза одной страны в вуз другой без каких-либо препятствий (но до этого, очевидно, еще далеко).
Сейчас в Болонский процесс включены 48 стран. Кроме стран Европы, это также 11 стран бывшего СССР, Турция и Великобритания. Соответственно, в Болонском процессе находится и Россия – по крайней мере, пока.
Россия присоединилась к Болонскому процессу еще в 2003 году – то есть, всего лишь спустя 4 года после его запуска. Любая страна присоединяется к процессу на добровольной основе – подписав соответствующую декларацию. При этом присоединение означает, что страна обязуется провести определенные реформы национальной системы образования, а также начать бесплатно выдавать выпускникам вузов европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра.
Полностью Россия перешла на этот процесс только с 2011 года. Если до вступления в Болонскую систему студенты в России учились 5-6 лет, получая диплом специалиста, то сейчас применяется система «бакалавриат» – «магистратура». Некоторые вузы все еще сохранили программы специалитета, но с точки зрения европейской системы их выпускники – бакалавры.
Еще до полного перехода на Болонскую систему в России у нее были свои сторонники и противники. Отсутствие единого мнения по этому вопросу актуально и сейчас – споры о пользе и вреде европейской системы идут до сих пор.
Те, кто за и против Болонской системы, приводят свои аргументы:
![]() |
![]() |
---|---|
|
|
Сложнее всего российским работодателям оказалось принять тот факт, что отучившийся 4 года бакалавр получает то же полноценное высшее образование, что раньше получал специалист за 5-6 лет.
Отдельный вопрос – это ЕГЭ (возможно, он и становится поводом выйти из Болонского процесса). Прямого отношения Единый государственный экзамен к Болонскому процессу не имеет, однако его внедрение происходило примерно в те же годы (впервые школьники сдавали его в 2001 году, а обязательным для всех он стал с 2009-го). ЕГЭ – это аналог стандартизированных выпускных экзаменов в других странах (включая страны бывшего СССР), который призван обеспечить равный доступ к поступлению в вузы для жителей всех регионов страны.
Соответственно, ЕГЭ связан с Болонским процессом скорее идеологически – единый для всех школьников экзамен уравнивает их шансы, что в целом соответствует принципам европейской системы высшего образования.
Присоединение России к Болонской системе критиковали уже давно. В основном, речь идет не обо всем Болонском процессе, а только о двухуровневой системе обучения с 4-летним курсом для бакалавра и 2-летним для магистра. Отдельно критикуют ЕГЭ, хотя он формально с Болонской системой и не связан.
Выйти из Болонского процесса России предлагали сразу несколько высокопоставленных лиц. Это депутаты Петр Толстой и Олег Смолин, бывший министр образования Ольга Васильева, лидер партии СРЗП Сергей Миронов, ректор МГУ Виктор Садовничий, глава Ассоциации юристов России Сергей Степашин. А отменить ЕГЭ не так давно предлагал директор Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Но теперь в пользу отказа от Болонской системы прозвучало еще два голоса – это секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев и министр высшего образования и науки Валерий Фальков. По словам Патрушева, российская образовательная модель – лучшая в мире, а из Болонского процесса России лучше выйти, потому что российских студентов «выдавливают» из западной образовательной сферы. А учитывая, что глава Минобрнауки имеет непосредственное отношение к высшему образованию, можно констатировать – решение отказаться от Болонской системы де-факто уже принято.
Чуть позже идею поддержали в Министерстве просвещения – там считают, что отказ от Болонской системы и переход обратно на специалитет улучшит подготовку педагогов.
На данный момент уже известно о следующем:
Самое главное – признание российских дипломов за границей – может сохраниться и после выхода из системы, однако это будут уже отдельные соглашения между отдельными вузами.
Что касается ЕГЭ, его судьба пока не обсуждается, хотя и слышны отдельные голоса в пользу его отмены. Но даже они соглашаются с тем, что введение единого экзамена позволило обеспечить единые условия для поступления в вузы для абитуриентов из всех регионов России. И в случае отмены экзамена нужно срочно готовить альтернативу ему – возможно, тоже в виде единого для всех экзамена. В противном случае есть риск, что престижные вузы снова будут «торговать» доступом к образованию.
Аргумент за выход из Болонского процесса от секретаря Совбеза РФ поддерживают далеко не все представители образовательной сферы. Критика двухуровневой модели выглядит пока как способов «закрыть» российским студентам выход за пределы страны – ведь образовательный уровень специалиста понимают только в России.
Так, непосредственные представители сферы высшего образования привели целый ряд аргументов в пользу того, что из Болонской системы выходить не стоит:
Ясно пока лишь одно – процесс быстрым не будет, но в конечном счете система вернется к более привычному для России формату – вместо выбора между уровнем бакалавра (4 года) и магистра (4 + 2 года), у абитуриента будет только один вариант – специалитет на 5-6 лет.
Как именно все это будет происходить – покажет время, причем есть вероятность, что на скорость выхода России из европейского образовательного пространства будут влиять не только образовательные аспекты.