КБМ – это коэффициент бонус-малус, зависящий от наличия или отсутствия страховых случаев по вине застрахованного. Т.е. если застрахованный в ДТП не является виновником, то показатель КБМ не увеличивается. Если у застрахованного водителя была авария по его вине, то коэффициент увеличивается. Рассмотрим, как меняется коэффициент КБМ после ДТП и что делать, чтобы заработать скидку обратно. Дополнительно рассмотрим на цифрах, насколько возрастает стоимость автогражданки.
В соответствии с правилами по ОСАГО по каждому водителю есть статистика. Она показывает наличие или отсутствие страховых случаев, какой КБМ учитывался при расчете стоимости, где оформлен последний полис ОСАГО. Все сведения хранятся в базе РСА и их можно посмотреть без лишних проблем и бесплатно.
Как только водитель оформляет полис первый раз, ему присевается КБМ = 1. Именно от него ведется страховая статистика. За каждый безаварийный год добавляется скидка 5%. За каждый аварийный год коэффициент возрастает, в зависимости от количества ДТП за год. Чтобы проще было понять, как меняется КБМ после аварии, рассмотрим несколько примеров и способ определения коэффициента.
Внимание! КБМ определяется просто. За основу берут строку, на которой указан коэффициент, действующий при оформлении последнего полиса (он же отражается в базе РСА). Если аварий не было, то новый коэффициент будет в 3 столбце таблицы (0 страховых возмещений за период КБМ). Если аварии были, то актуальный показатель находится в столбце, который соответствует их количеству.
Допустим, что автолюбитель оформил полис первый раз. Соответственно, при расчете использовался коэффициент «1». Поэтому за основу берется строка с данным коэффициентом (на иллюстрации под цифрой 1).
В течение страхового года у водителя было 2 аварии по его вине. Поэтому второе действие – это выбрать строку, исходя из количества аварий (на иллюстрации под цифрой 2). После посмотреть новый коэффициент на пересечении. В данном примере это 2,45 (на иллюстрации под цифрой 3).
Допустим, что у водителя скидка 45%, т.е. он 10 лет управляет машиной без аварий. Поэтому, при расчете страховой премии использовался коэффициент «0,55» (на иллюстрации под цифрой 1).
В течение страхового года у водителя произошла 1 авария по его вине. Поэтому второе действие – это выбрать строку, где указана 1 авария (на иллюстрации под цифрой 2). Далее посмотреть новый коэффициент на пересечении. В данном примере это 0,85 (на иллюстрации под цифрой 3).
Получается, что повышающий коэффициент при расчете стоимости ОСАГО в данном случае не применяется. Автолюбитель только потерял часть заработанной скидки. Чтобы вернуть ее, потребуется 7 лет управлять автомобилем, не попадая в аварии.
Сохраняется коэффициент год с момента оформления полиса. Поэтому, спустя указанный срок он может уменьшиться, если у водителя не было страховых случаев. Если были аварии, то происходит опять повышение, если есть соответствующий коэффициент. Изучив таблицу определения КБМ можно заметить, что максимальный коэффициент = 2,45.
Если рассматривать на первом примере, когда водителю присвоен максимальный коэффициент, то ситуация может развиваться следующим образом.
Как изменится КБМ, на основе первого примера:
Коэффициент на начало страхования | Нет аварий | Была 1 авария | Было 2 аварии | Было 3 или более аварий |
---|---|---|---|---|
2,45 | 2,3 | 2,45 | ||
2,3 | 1,55 | |||
1,55 | 1,4 | |||
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Получается, если у такого водителя каждый год будет авария по его вине, то коэффициент будет сохраняться. Сколько он будет сохраняться, зависит только от водителя и его убыточности. Если автолюбитель будет аккуратно ездить за рулем, то каждый год он будет уменьшаться.
Вывод – точных сроков сохранения КБМ нет, и каждый случай рассматривается персонально. Каждый водитель может самостоятельно посмотреть таблицу и понять, в каком случае коэффициент сохранится, а когда будет снижаться.
Сразу отметим, что стоимость полиса рассчитывается персонально для каждого. Поэтому лучше обратиться к сотруднику или сделать расчет самостоятельно через онлайн-калькулятор на сайте страховой компании. На расчет влияют такие условия, как:
Поэтому возьмем за основу расчет, сделанный на следующих условиях:
Рассмотрим, как меняется стоимость, при наличии 1, 2, 3 и более ДТП.
Расчет:
Обратите внимание! Что касается последнего расчета, то если перемножить все коэффициенты, то получается стоимость 50 507,83 рубля. Однако в правилах есть условие, согласно которому итоговая стоимость полиса не может превышать 3,5 базовой ставки. Т.е. в нашем примере базовая ставка 9 619 рублей. Поэтому максимальная стоимость страховки не может быть выше: 9 619 * 3,5 = 33 666,50 рублей.
Законных способов избежать ответственности не существует. Поэтому лучше не рисковать и оформлять ОСАГО в соответствии с законом. Рассмотрим, на какие уловки идут водители и объясним, почему так делать не стоит.
Чего делать не нужно:
Если нет желания или возможности покупать ОСАГО с повышающим КБМ, то единственный законный способ сэкономить – это пересесть на велосипед или купить проездной на общественный транспорт. Другого выхода нет!