Сети АЗС регулярно пересматривают свои программы лояльности, поэтому водителям, которые много тратят на топливо, нужно быть в курсе всех условий. Тем более, что условия часто очень хитрые, и прописаны так, что в выигрыше остается только владелец заправки. Мы собрали информацию о программах лояльности основных российских сетей АЗС и рассчитали, какие из них выгоднее других.
Вопрос кажется странны – программы лояльности нужны для того, чтобы экономить, причем это касается любой сферы деятельности, не только АЗС. Но для чего они нужны сетям АЗС? Бензин – это товар повседневного спроса, а заправки люди чаще выбирают поближе к своему маршруту. Так зачем придумывать всю эту историю с картами, баллами, бонусами и всем остальным?
На самом деле, смысл в этом тоже есть. Рынок АЗС достаточно напряженный – в крупных городах у обычного водителя есть выбор из нескольких крупных сетей и небольших компаний, а если речь идет о междугородних дорогах, там выбор еще больше. И карта программы лояльности – это неплохой способ заставить водителя сделать выбор в пользу АЗС одной конкретной сети.
Что касается экономической стороны, автозаправки зарабатывают в среднем 1,5-3 рубля на литре топлива, еще какая-то часть (иногда достаточно большая) – это дополнительные продажи, например, кофе, жидкость для стеклоомывателя, вода или что-то еще. Иногда на АЗС открывают полноценные кафе, что тоже приносит доход. Поэтому каждый лояльный клиент может принести АЗС не только сотню рублей наценки за топливо, но и дополнительную выручку (где маржинальность будет еще выше).
Еще крупные сети АЗС вроде «Лукойл», «Роснефть» или «Газпром нефть» принадлежат крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), которые выпускают и другие товары для автомобилистов – то же моторное масло. Это тоже дополнительный доход, и когда лояльный клиент покупает масло от производителя по карте лояльности, нефтяная компания зарабатывает и на этом.
Отдельная категория – это бонусы в виде кэшбэка от банка за покупки на АЗС. Хоть кэшбэк уже постепенно уходит в прошлое, комиссия за эквайринг для АЗС все равно составляет 1,5-1,6% от суммы безналичных платежей. Поэтому банки готовы отдавать около 1% в виде бонусов – потому что они все равно больше зарабатывают на комиссии, которую платит АЗС.
То есть, сетям АЗС важен каждый клиент, но лояльный клиент особенно важен – и поэтому такие компании заинтересованы в существовании карт лояльности и активно их предлагают.
В России есть несколько крупных федеральный сетей АЗС, большая часть из них относится к ВИНК – это «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть» и «Татнефть», еще есть представители зарубежных сетей Shell (продает бензин российских поставщиков) и BP (владеет 20% «Роснефти»), и независимые сети вроде ЕКА. И у всех сетей есть свои программы лояльности.
«Лукойл» владеет сетью из более чем 2500 АЗС по всей России. Клиент может принять участие в программе «Заправься выгодой!». Программа относительно новая, она была запущена осенью 2019 года. Основные условия сводятся к тому, что есть 5 уровней лояльности:
Есть несколько дополнительных условий: уровни лояльности действуют только 3 месяца – потом отсчет сумм покупки идет заново. А высшие уровни «Платина» и VIP можно получить, только если покупать на те 50 или 70 тысяч рублей только топливо из линейки ЭКТО или сжиженный газ.
Накопленные баллы потом можно тратить из расчета 100 баллов – 1 рубль скидки. По сути, скидка за участие в программе лояльности начинается с 1% и достигает в итоге 10% (но достичь уровня VIP будет сложно).
Среди минусов – нет «скользящего» перехода между периодами. То есть, каждый клиент раз в 3 месяца проходит все этапы по новой.
У компании, помимо добывающего и перерабатывающего направлений, есть 2897 АЗС по России. Программа лояльности называется «Семейная команда», и по ней участник получает сразу 3 карты – причем одна из них банковская и выпущена банком ВБРР или другими банками-партнерами. Все три карты привязаны к одному счету и бонусы по ним копятся на одновременно. При желании можно установить приложение на смартфон и выпустить в нем виртуальную карту – если на АЗС их не будет в наличии.
За каждую покупку начисляются бонусные баллы:
Также можно обменять бонусные мили «Аэрофлота» на баллы «Роснефти» и наоборот. Курс будет разным: например, за 900 миль дадут 300 баллов, а за 300 баллов – только 450 миль.
Списываются баллы в соотношении 1 балл – 1 рубль скидки, не более 1000 баллов в сутки.
У компании в России 1642 АЗС и есть собственная программа лояльности «Нам по пути». В программе, как и в других сетях АЗС, есть три уровня лояльности:
За все остальные покупки бонусы даются в одном размере – по 1 за каждые потраченные 50 рублей. Плюс начисляют 100 бонусов за подключение к программе, а также 50 бонусов раз в 3 месяца, если покупать на «Газпромнефти» не меньше 50 литров в месяц.
Есть пару ограничений – бонусы не даются за покупку газа, за более чем 3 покупки нефтепродуктов в сутки, и вообще на карте может быть не больше 60 тысяч бонусов в каждый конкретный момент. С другой стороны, расчет количества топлива идет за предыдущий месяц, и клиент может не терять бонусы в начале периода.
Тратятся бонусы из расчета 1 бонус – 1 рубль скидки, даются они на топливо, сопутствующие товары и другие услуги.
У этой компании в России не так много АЗС – их около 600, и у компании есть несколько вариантов программ лояльности: есть дисконтная карта, бонусная программа, а также совместный проект с банком «Зенит».
Дисконтная карта оформляется всем желающим, стоит это 100 рублей. При покупке топлива на каждый литр нефтепродуктов владелец карты получит скидку в 1,5%, на автогаз – 3%. При этом компания оставляет за собой возможность пересматривать размеры скидок и отменять действие дисконтных карт при изменениях на рынке.
Это не самый плохой вариант – гарантированные 1,5% скидки окупают стоимость карты уже к купленным 150 литрам нефтепродуктов, а например у «Газпромнефти» с этого момента только начинается второй уровень лояльности.
Бонусная программа «Бонусы Татнефть» достаточно интересная: отдельной карты сеть не выдает, но можно привязать любую банковскую карту в приложении, и предъявлять ее при покупке. Оплата при этом может проходить в наличной форме, а может с этой же карты или с «умных часов». Размер бонусов зависит от суммы покупок:
Что касается программы с банком «Зенит», то при оплате платиновой картой (249 рублей в месяц за обслуживание) клиент получит 10% кэшбэка, а золотой картой (99 рублей в месяц) – 7% кэшбэка. Этот банк выплачивает кэшбэк рублями.
Но главное – при оплате топлива на АЗС «Татнефть» придется выбирать одну программу лояльности из трех: или фиксированный дисконт по карте, или бонус по привязанной карте, или кэшбэк по карте Банка «Зенит».
В России среди прочих сетей АЗС в основном преобладают региональные, но есть и несколько крупных сетей.
Например, у компании BP даже после продажи ТНК-BP «Роснефти» все еще есть около 120 АЗС в России, причем на них тоже действует своя программа лояльности «BP CLUB». Для участия в ней достаточно оформить карту «ВР CLUB», но работает программа только в 10 регионах России (в том числе Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области). Есть 3 уровня лояльности – Green, Gold, Platinum, в зависимости от количества приобретаемого топлива за период в 90 дней. Клиентам начисляют от 1 до 3 баллов за каждые 100 рублей, потраченные на топливо. Но если платить картой, то для всех бонусов будут всего 1 на 200 рублей. Обменивают их потом по курсу 1 бонус – 1 рубль скидки.
У компании Shell в России более 370 АЗС, и есть программа лояльности Shell ClubSmart. По ней дают бонусы – от 1 до 6 баллов за каждый купленный литр топлива. Если это обычный бензин, газ или ДТ – то это 1 балл за литр. За Shell V-Power дают 2 балла за литр (в воскресенье – 4 балла), а за литр Shell V-Power Racing – 3 или 6 баллов соответственно. Курс обмена самый невыгодный – за 5 баллов дают только 1 рубль при обмене, при том, что начисляются баллы примерно так же, как и у других АЗС.
Сеть ЕКА насчитывает около 90 АЗС по всей России, большая часть из которых приходится на Москву и Московскую область. Вместо программы лояльности тут накопительная скидочная карта. Скидка с литра – от 30 до 80 копеек, но для этого за все время использования карты нужно купить от 500 (для скидки в 40 копеек) до 4000 (80 копеек) литров топлива. Что неприятно, если заправляться менее чем на 25 литров, скидки не будет (но в счет общего объема они прибавляются).
Еще у многих банков есть специальные карты с кэшбэком на покупаемое топливо, но их слишком много, и большинство из них не выделяет покупки на каких-то конкретных сетях АЗС (кроме «Зенита», но о нем речь шла выше).
У каждого водителя свой формат использования автомобиля – кто-то ездит только на работу и домой, кто-то иногда выбирается на рыбалку, а таксистам приходится ездить столько, что нужно каждый день заезжать на заправку.
Разные программы лояльности рассчитаны, по сути, на разных водителей – есть те, что дают «плоскую» скидку (например, «Татнефть» и их дисконтная карта с 1,5% скидкой), а есть такие, которые заинтересованы в как можно больших продажах топлива. Поэтому и оценивать разные программы стоит именно с таким подходом – представить нескольких водителей со своими тратами:
Дальше нужно продумать, как считать бонусы. Лучше всего посчитать, сколько водитель потратит на топливо и сопутствующие расходы в месяц на каждой конкретной АЗС, и сколько бонусов получит, а потом отнять бонусы от суммы затрат.
Кое-где не обошлось без условностей: например, у «Лукойла» программа лояльности идет циклами по 90 дней, у ЕКА скидка копится все время использования карты, а у Shell огромный перечень бонусов по покупкам в магазинах и кафе, а бонусы на топливо повышены в выходные дни. Но если все усреднить, взять цены на топливо по Московской области и принять кое-какие условности, выйдет такая картина:
Обычный водитель | Таксист | Дальнобойщик | |
---|---|---|---|
Сколько топлива покупает, литров | 90 | 270 | 3000 |
Сколько тратит в магазине/кафе, рублей | 300 | 1500 | 3000 |
РАСХОДЫ, РУБЛЕЙ | |||
Лукойл | 4602,9 | 14408,7 | 145200,0 |
Роснефть | 4428,3 | 13884,9 | 142380,0 |
Газпромнефть | 4413,9 | 13841,7 | 142470,0 |
Татнефть | 4426,5 | 13879,5 | 142800,0 |
BP | 4556,1 | 14268,3 | 146070,0 |
Shell | 4475,1 | 14025,3 | 146070,0 |
ЕКА | 4464,3 | 13992,9 | 143730,0 |
БОНУСЫ, В РУБЛЯХ | |||
Лукойл | 75,0 | 333,2 | 2994,0 |
Роснефть | 60,0 | 210,0 | 1650,0 |
Газпромнефть | 96,0 | 367,5 | 4560,0 |
Татнефть (дисконтная карта) | 70,9 | 230,7 | 2187,0 |
Татнефть (бонусы) | 70,9 | 461,4 | 7290,0 |
BP | 51,6 | 345,4 | 4562,1 |
Shell | 18,0 | 54,0 | 600,0 |
ЕКА | 27,0 | 162,0 | 2400,0 |
РАСХОДЫ С УЧЕТОМ БОНУСОВ | |||
Лукойл | 4527,9 | 14075,5 | 142206,0 |
Роснефть | 4368,3 | 13674,9 | 140730,0 |
Газпромнефть | 4317,9 | 13474,2 | 137910,0 |
Татнефть (дисконтная карта) | 4355,6 | 13648,8 | 140613,0 |
Татнефть (бонусы) | 4355,6 | 13418,1 | 135510,0 |
BP | 4504,5 | 13922,9 | 141507,9 |
Shell | 4457,1 | 13971,3 | 145470,0 |
ЕКА | 4437,3 | 13830,9 | 141330,0 |
Отсюда можно сделать такие выводы:
В регионах ситуация может усложняться предложениями местных сетей АЗС – они могут быть выгоднее, но нужно заранее узнать, откуда они закупают топливо (и не заправляться на АЗС сомнительного вида).
На бумаге условия программ лояльности сетевых АЗС выглядят неплохо – по сути, дальнобойщик за счет них может получать скидки до 5%. Но вспомним, что мы писали в самом начале: АЗС зарабатывают на топливе примерно 3 рубля за литр топлива, что при цене в 45 рублей дает около 6,7%. Понятно, что ни одна компания не согласится отдавать почти всю свою наценку клиентам, поэтому в ход идут самые разные уловки.
Главное – это разного рода ограничения и условия. Например, это такие условия:
Следующие нюансы – в ценах на топливо. Компании обычно дают наиболее интересные условия на самое дорогое топливо (обычно фирменных брендов), но на него наценка выше, что в конечном счете нивелирует всю выгоду от программы лояльности.
Условия практически каждой программы содержат пункт, по которому организатор имеет право аннулировать бонусы, если заподозрит участника программы лояльности в неправомерном их получении. И здесь бывают случаи, когда страдают и честные водители, которых система не посчитает таковыми. А еще организаторы могут менять правила на ходу, и это тоже прописано в правилах.
И главное – на практике далеко не у всех получается ездить на заправку только одного бренда, иногда приходится заправляться где-то еще. Из-за этого уменьшается объем покупок в «основной» сети, что приводит к снижению начисляемых бонусов.
Поэтому стоит заправляться там, где удобно и качественное топливо – а бонусы для обычного водителя не играют особой роли.