Иск подавал Роспотребнадзор, но представители маркетплейса не согласны с вердиктом.
Ужесточение политики маркетплейса Wildberries в отношении платных возвратов вызвало немало недовольств у покупателей. Теперь плата за возврат товара, который пришел на пункт выдачи с браком, официально признана незаконной – такое решение вынес суд.
Рассмотрением вопроса правомерности взимания платы за возврат бракованных товаров занялся Роспотребнадзор. Ведомство подало иск к операционной компании маркетплейса, ссылаясь на нарушение целого ряда прав покупателей. Так, если последние обнаруживают у товара недостатки, которые не были оговорены продавцом, то они вправе требовать заменить данный товар с перерасчетом стоимости либо отказаться от покупки с возвратом потраченных средств.
Кроме того, у покупателя есть право требовать, чтобы недостатки товара были безвозмездно устранены, а также право на возмещение убытков, которые стали следствием продажи товара ненадлежащего качества. Практика Wildberries взимать оплату за обратную доставку бракованных вещей при дистанционной продаже является нарушением законодательства, отметили в Роспотребнадзоре.
В результате решением Подольского городского суда Московской области было установлено, что требование оплаты возврата товаров ненадлежащего качестве действительно нарушает закон. Иск Роспотребнадзора по Московской области к ООО «Вайлдберриз» был удовлетворен 13 апреля 2023 года.
Представители маркетплейса с вынесенным решением не согласились, указывая, что рассмотрение дела проходило без их присутствия, а значит, суд не смог в должной мере разобраться в его обстоятельствах. Теперь в планах ООО «Вайлдберриз» – обжалование решения суда в вышестоящей инстанции. Там уточнили, что для покупателей возврат товаров ненадлежащего качества остается бесплатным, а компенсация возлагается на продавца. Средства взимаются с клиентов лишь в отдельных случаях – когда налицо явные признаки злоупотребления возможностью бесплатных отказов. В Wildberries подчеркнули, что данная практика не идет вразрез с законодательством и мнением Роспотребнадзора. Хотя ранее ведомство оговаривало, что платный возврат возможен лишь в случае получения товаров без признаков брака, не подошедших по какому-либо параметру.
В прокуратуре Московской области также обратили внимание на ситуацию и провели собственную проверку. Ее результаты показали, что маркетплейс удерживает средства за возврат товара с обеих сторон и выявили нарушения в сфере защиты прав потребителей, на что и было указано генеральному директору ООО «Вайлдберриз». Теперь вероятно маркетплейсу стоит пересмотреть условия публичной оферты, дабы не вводить своих покупателей в заблуждение.
Как думаете, кто в итоге окажется прав?