Сооснователь агентства по цифровой трансформации Leo Agency Виктор Яковлев поделился секретами «финансовой кухни» банковской цифровизации.
Интернет-банкинг сложно назвать детищем 21 века, ведь финансовые учреждения начали экспериментировать с дистанционным банковским обслуживанием (ДБО) еще в восьмидесятые. Услуга перешла из стадии зачатия в фазу активного развития только с 2011 года, когда смартфоны стали полноценной частью повседневной жизни.
Темпы развития онлайн-банкинга в России одни из самых высоких в мире: по данным недавнего исследования Deloitte, отечественные банки вошли в топ-10 мировых лидеров по уровню цифровизации. Все дело в том, что основные инвестиции в банковскую ИТ-инфраструктуру пришлись на удачный период, когда на рынке появилось много прорывных платформенных решений. Внедрив их, можно было быстро и достаточно просто организовать удаленное банковское обслуживание. Поэтому, в отличие от США и Европы, у России не было сложного, дорогостоящего, но уже устаревшего на тот момент наследства. Помимо этого, сильная отечественная ИТ-школа тоже сыграла свою роль в развитии дистанционных банковских сервисов.
На фоне других индустрий банки тратят на информационные технологии намного больше. Согласно McKinsey, в среднем 4,7-9,4% от операционной прибыли приходится на ИТ. Для сравнения, страховые компании выделяют 3,3%, а авиалинии – 2,6%. Для банковского сектора эти расходы включают в себя не только удаленное обслуживание, но и ИТ-инфраструктуру и архитектуру, службу поддержки, разработку фронтальных и middle/back-систем. В денежном эквиваленте это все исчисляется миллиардами рублей, в зависимости от количества задач, стоящих перед технологической командой.
Например, ВТБ в прошлом году объявил тендер на доработку ПО со стартовой ценой договора в 15 млрд рублей. В перечень работ вошла модификация «ВТБ бизнес онлайн» – системы дистанционного банковского обслуживания юрлиц. Речь идёт именно о доработке ПО, а не о создании ИТ-систем с нуля.
Если говорить непосредственно об интернет-банкинге, то «вилка» его стоимости может быть очень широкой. На конечную стоимость разработки интернет-банкинга влияет несколько моментов:
Есть и другие, более технологические нюансы. Например, глубина интеграции интернет-банкинга с другими системами банка.
При стандартных амбициях банку нужно около 20-30 команд, которые будут развивать сервисы, составляющие онлайн-банкинг. В таком случае, с учетом оверхэдов – дополнительного времени на выполнение той или иной функции – которое прибавляет еще 70% к стоимости разработки, конечная сумма составляет примерно 500 млн рублей в год.
Основная доля расходов (70%) на ДБО приходится на услуги для физических лиц. На бизнес – только около 30%. Такая разбежка обусловлена окупаемостью: банковская розница (то есть рядовые потребители, а не корпорации) в силу массовости приносит доход намного быстрее. Если у банка есть активная база в несколько миллионов клиентов, прибыль может составлять около миллиарда рублей в месяц уже через несколько лет.
Одна ИТ-команда, как правило, состоит из:
Как правило, каждая команда работает над отдельным продуктом (частью интернет-банкинга), который в итоге станет частью большой системы.
Если опираться на данные Ward Howell, стоимость одной команды, которая занимается разработкой микросервиса мобильного банковского приложения, составит примерно 2,6 млн рублей, где 1,6 млн рублей – фиксированная часть, а 1 млн – бонусная.
Средний фиксированный оклад (gross) по специалисту выглядит следующим образом (в рублях):
Финансовые организации могут пойти по двум разным путям разработки интернет-банкинга:
Плюсы:
Минусы:
Плюсы:
Минусы:
Оба пути можно скомбинировать, гарантируя быстрый старт за счет привлечения внешних ресурсов, который впоследствии будут разбавлены внутренней экспертизой. Для этого параллельно внутри требуется выстроить производственный цикл, архитектурный надзор и поддержку.
Затраты на развитие ДБО порой достигают сотен миллионов или даже миллиардов рублей в год. И это более чем нормально, поскольку цифровые продукты дают уникальную возможность масштабировать бизнес и разнообразить источники дохода, создав новый, цифровой центр прибыли.