С 2012 года в России все ввозимые и произведенные автомобили облагаются специальным сбором. По изначальной задумке он вводился, чтобы у государства были деньги на утилизацию отслужившей свое техники. Утилизационный сбор в 2023 году по-прежнему платят все, кто производит внутри страны или ввозит авто и другую технику из-за границы. Рассказываем всё, что нужно знать об этом платеже.
Утилизационный сбор – это единоразовый сбор, которым облагаются российские производители транспортных средств и импортеры техники зарубежного производства. Платят они за то, что в будущем, когда техника придет в негодность, ее можно будет утилизировать правильно и с соблюдением всех необходимых экологических норм.
Утильсбор не прописан в Налоговом кодексе, он регулируется отдельным нормативным актом. Все нюансы прописаны в ст. 24.1 федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, который в целом регулирует работу по отходам на различных производствах. А статью конкретно про утилизационный сбор для транспорта в него добавили около 10 лет назад.
Впервые об утилизации старой техники в России задумались еще в 2009 году – тогда владельцам старых машин стали выдавать сертификаты в 50 тысяч рублей на покупку новых. Чтобы получить его, нужно было сдать свое авто на переработку (по сути, просто снять с учета). Программа утилизации действовала около 3 лет и помогла избавиться от огромного количества автохлама, который до этого ржавел в гаражах и на улицах.
В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию, членство в которой требовало от правительства снять значительную часть торговых барьеров. Из-за этого был риск, что в Россию массово хлынут поддержанные и откровенно старые иномарки. А утильсбор должен был защитить рынок от некачественных автомобилей. Поэтому Владимир Путин (тогда он был премьер-министром) во время посещения завода в Тольятти поручил проработать механизм внедрения утилизационного сбора.
Тогда же были и установлены базовые ставки на любые машины, ввозимые из-за границы. Они актуальны до сих пор:
Но это не окончательные цифры. Ставки еще умножались на специальный коэффициент, который учитывает возраст авто, объем двигателя и другие важные параметры, имеющие какое-либо отношение к экологии. Например, в том же 2012 году за новый легковой автомобиль нужно было заплатить чуть больше 50 тысяч рублей. А за иномарку возрастом старше 3 лет – в 7 раз больше (около 350 тысяч).
В последующие годы закон дополнялся новыми транспортными средствами, а также происходила индексация выплат:
И если изначально утилизационный сбор накладывался только на импортеров зарубежных моделей, то теперь его платят и российские производители, если машина сошла с конвейера в нашей стране.
Сейчас считается, что с помощью сбора государство также стимулирует развитие внутрироссийского производства. Дело в том, что производитель, заключивший с правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК), получает компенсацию уплаченного утильсбора. Но для этого он должен набрать определенное количество баллов локализации производства. Соответственно, российским производителям сбор возвращают в виде субсидий, а иностранным – нет. И из-за этого им сложнее конкурировать с российскими компаниями.
Впрочем, в реалиях 2022 и 2023 годов всё немного поменялось – многие производители свернули проекты в России, а импорт остался только из Китая и некоторых дружественных стран.
Полный список транспортных средств, за которые нужно уплачивать сбор, указан в двух нормативных актах:
В обоих списках указаны виды и категории разных транспортных средств и техники. В первую очередь это:
Если в обоих списках не удалось найти нужное транспортное средство, это автоматически означает, что утилизационный сбор за нее платить не нужно.
Сбор платят компании и частные лица, благодаря которым транспорт так или иначе оказывается в России. Соответственно, это обязанность ложится на плечи:
Есть определенные правила и условия, по которым перечисляется утилизационный сбор на автомобили в России:
И самое главное – оплата утилизационного сбора происходит лишь один раз и только кем-то одним. Соответственно, он работает как своего рода таможенная пошлина – как только сбор уплачен, авто считается легализованным в России.
Еще важно, что это касается даже ввоза авто из стран ЕАЭС (с которыми у России общее таможенное пространство). То есть, нужно платить утилизационный сбор и на автомобили из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.
Как почти у любого налога, здесь тоже есть свои исключения. Не все транспортные средства, которые ввозят в Россию, облагаются сбором, от него освобождаются:
Если по каким-то причинам утилизационный сбор на автомобиль в 2023 году был уплачен, но при этом попадает под льготную категорию, то есть специальная процедура для возврата уплаченной суммы.
Утильсбор рассчитывается для каждого ТС исходя из его типа, возраста, мощности и прочих параметров.
Всего есть два основных параметра:
Зная эти значения, можно легко рассчитать утилизационный сбор на любую технику.
Формула выглядит очень просто – достаточно перемножить два главных параметра:
Базовые ставки со времен введения утилизационного сбора не изменилась. На 2023 год они такие же:
Что касается повышающего коэффициента, то даже для одной и той же модели транспортного средства он может отличаться. Например, если есть разница в годе выпуска, объеме двигателя и так далее. Полный перечень коэффициентов можно найти в Постановлении правительства № 1350, а уже потом с его помощью произвести расчет утилизационного сбора на конкретный экземпляр.
Рассмотрим самый частый пример – когда обычный человек покупает автомобиль за границей и привозит его в Россию. Чаще всего условия такие, что утилизационный сбор платит именно он.
Для этого случая при базовой ставке в 20 тысяч рублей применяются такие коэффициенты и итоговые суммы:
Если к легковому автомобилю прилагается прицеп и его грузоподъемность менее 10 тонн, утильсбор платить отдельно для него не нужно.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все немного сложнее и значительно дороже. Тут учитывается не только возраст автомобиля, но и объем двигателя. Например, на электромобили без двигателя внутреннего сгорания таблица коэффициентов выглядит так:
А для классических бензиновых двигателей значения в разы выше:
И, конечно, свои расчеты есть для каждого вида спецтехники. Этих видов очень много, например, за автобус нужно заплатить от 214 тысяч до 1,5 миллионов рублей:
За крупнотоннажный прицеп нужно отдать от 172 тысяч до 1,2 миллионов рублей:
Независимо от того, кто должен уплачивать сбор, порядок действий будет таким:
Самое главное: утильсбор уплачивается в бюджет по определенным кодам бюджетной классификации, а всю остальную работу нужно будет проделать через Федеральную таможенную службу (ФТС).
Исключение – российские автопроизводители, а также те, кто купил авто в России у собственника, не платившего сбор, оформляют его через Федеральную налоговую службу. Этот вариант актуален, например, для тех, кто пользуется услугами перекупщиков, покупающих авто за границей на свое имя, а не на окончательного покупателя.
В случае колесной техники на то, чтобы перечислить деньги и подать документы в таможенный орган, по закону дается 15 дней. Этот срок действует как для производителей автомобилей, так и для импортеров. Он начинает отсчитываться:
В случае с самоходной техникой сроки еще жестче. В этом случае производителям нужно подать документы в таможенный орган еще до выпуска машины, а именно на этапе ее декларирования. А при ввозе техники из других стран дается 5 дней на подачу документов.
Если не оплатить утилизационный сбор, то не получится поставить автомобиль на учет.
Утилизационный сбор оплачивается по системе авансовых платежей (поэтому верный КБК указан в категории «авансовый платеж»). В качестве основного документа, который удостоверяет плательщика, выступает ИНН. То есть, ФТС будет отслеживать наличие платежа не только по квитанции, но и по ИНН в системе.
Также нужно знать реквизиты:
Вносить деньги можно разными способами – через кассу банка, мобильное приложение, банкомат, платежный терминал или оператора таможенных платежей. На форумах советуют платить в кассе банка, потому что в ФТС нужно подавать бумажную квитанцию об оплате.
Для того чтобы оформить оплату утилизационного сбора, нужно обращаться в таможенный орган. Тут есть два варианта:
С собой необходимо иметь следующие документы:
Если документы подаются в бумажном виде, то понадобится еще копия паспорта, ИНН, документ на право собственности транспортным средством. Если подачей документов будет заниматься не сам владелец, а его представитель, то понадобится еще и копия документа, подтверждающего его полномочия.
Судя по отзывам на форумах и в комментариях, ФТС значительно отстает по степени цифровизации своих сервисов от лучших примеров. Говоря проще, на таможенном посту документы принимают дважды по полдня в неделю, есть путаница с КБК, а таможенники могут потребовать дополнительные сведения об автомобиле.
Те, кто платит через ФНС (купившие у перекупщиков авто), пишут, что оформляется всё быстро, но платеж может потеряться.
После того как все документы пройдут проверку, а оплата будет произведена, в ПТС транспортного средства проставят отметку об этом. Она будет находиться в разделе «Особые отметки». Надпись выглядит как «Утилизационный сбор оплачен. ТПО №…»:
Если на транспортное средство не нужно платить утилизационный сбор, в ПТС также появится отметка. Но в ней будет указано, что сбор не производился и по какой причине.
Штрафов или иной формы наказания за отсутствие утилизационного сбора нет. Но у владельца такого транспортного средства будут «связаны руки», он не сможет совершить с автомобилем важные юридические действия.
Например, импортер не сможет растаможить машину. Соответственно, он не сможет ее потом продать. То же самое касается и производителя. Потенциальный покупатель скорее всего не захочет иметь дело с такой техникой, так как он не сможет ее зарегистрировать. И ему придется самому заниматься уплатой утилизационного сбора.
Основные аспекты работы с утиль-сбором утверждены уже много лет. Но нюансы могут меняться. В частности, свои новшества появились и в 2023 году:
Помимо России подобный сбор есть и в других странах СНГ. К примеру, в Беларуси, но там существуют отличия по возрасту автомобиля. Есть три уровня: авто младше 3 лет, от 3 до 7 лет и старше 7 лет.
Другие страны тоже собирают деньги на утилизацию старых машин:
Как доказать уплату утилизационного сбора?
Для этого расчет утилизационного сбора сдается в таможенный орган. Если он был посчитан верно, а оплата поступила в бюджет, сотрудники сделают отметку в ПТС.
В каком случае в ПТС может не стоять отметка об уплаченном сборе?
Такой случай может быть только один – если транспортное средство не проходило процедуру уплаты таможенного сбора. И это влечет за собой проблемы с регистрацией этой техники.
Нужно ли платить сбор, если автомобиль ввозится в Россию второй раз?
Нет, не нужно. Утилизационный сбор платится только один раз, и информация об этом хранится в базе таможни.
Нужно ли платить за автомобиль, который ввозят из ЕАЭС, если на него уже в других странах оплачивали утилизационный сбор?
Да, платить сбор в России все равно придется. Даже если в странах ЕАЭС за него уже был уплачен аналогичный или похожий сбор.